Целью курса является обучение жителей Югры навыкам использования информационно-коммуникационных технологий для использования гражданами своих возможностей доступа к информации, приобщение максимального их количества к информационному обществу, увеличения доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме для улучшения качества их жизни и облегчения взаимодействия с государственными структурами.
Курс рассчитан, прежде всего, на слушателей, уже имеющих базовые навыки работы на компьютере и знакомит с общей концепцией «электронного правительства», с Интернет-ресурсами федеральных и региональных органов власти. Слушатели учатся не только создавать свой «личный кабинет» на едином портале гос. услуг, но и получать с его помощью сами услуги.
Целевой аудиторией являются граждане из числа работников бюджетной сферы (образование, культура, здравоохранение); работников социальных служб; студентов образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования; льготных категорий граждан (пенсионеров, людей с ограниченными возможностями здоровья, безработных, малообеспеченных и многодетных граждан, представителей коренных малочисленных народов Севера).
Продолжительность обучения каждой группы слушателей составляет не менее 28 (двадцати восьми) академических часов.
Все слушатели курса на безвозмездной основе обеспечиваются учебно-методическим материалом, состоящим из программы курса, учебно-тематического плана, лекций, презентаций, практических работ, памяток, инфографик, пошаговых инструкций и других раздаточных материалов.
Качество знаний, полученных в ходе обучения, подтверждается итоговым тестом, который слушатели проходят по окончанию обучения. При успешной сдаче теста слушатель получает сертификат.
В 2017 году организация обучения жителей автономного округа по курсу «Эффективное использование сервисов электронного правительства» проходила в рамках реализации мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 – 2020 годы».
На 1 ноября 2017 года обучение прошли 500 жителей автономного округа, в том числе 189 пенсионеров, 140 из которых – это неработающие пенсионеры, из них старше 65 лет – 44 человека, старше 70 лет – 19 человек.
Распределение слушателей в разрезе городских округов и муниципальных районов автономного округа
Обучение проходило во всех городских округах и муниципальных районах автономного округа, в том числе и в 20 труднодоступных населенных пунктах 6-ти муниципальных районах автономного округа, в которых обучение прошли 126 человек, из них:
Белоярский район – 20 чел. (г. Белоярский, поселок Сосновка); Березовский район – 30 чел. (поселки: Игрим, Приполярный, Саранпауль); Нижневартовский район – 17 чел. (поселки: Новоаганск, Большетархово, Варьеган, Ларьяк, Корлики);
Октябрьский район – 33 чел. (поселки: Комсомольский, Н.Нарыкары, Шеркалы, Чемаши, Талинка, Уньюган);
Сургутский район – 6 чел. (деревня Лямина);
Ханты-Мансийский район – 20 чел. (поселки: Горноправдинск, Кирпичный, Красноленинский).
Распределение слушателей по возрасту
Возрастной состав слушателей составил от 18 до 81 года. Большинство слушателей (233 чел.) старше 50 лет, что составило в процентном соотношении 46,6% от общего количества слушателей. В возрастной категории старше 70 лет (всего 19 чел.) были слушатели 80 лет и старше – это:
Шейкин Юрий Павлович 80 лет (Кондинский район п. Леуши);
Карлаш Людмила Павловна 80 лет (Сургутский район п. Барсово); Мельникова Алевтина Михайловна 81 год (Советский район п. Алябьевский).
Гендерное распределение слушателей
Больший процент слушателей составили женщины – 85,8% (429 чел), а мужчины составили всего 14,2% (71 чел.)
Распределение слушателей по уровню образования
Уровень образования слушателей варьировался от начального до высшего. Почти половина слушателей (233 чел.) имели высшее образование, что составило 46,6% от общего числа слушателей. Среднее специальное образование имели немногим меньше слушателей – 32,2% (161 чел.). Исходя из этого, можно сделать вывод, что граждане, имеющие высшее и среднее специальное образование имеют большую заинтересованность в повышении своего образования, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Распределение слушателей по социальным категориям
Желание граждан пройти курс обучения по «Эффективному использованию сервисов электронного правительства» связано с тем, что взаимодействие с представительствами органов власти составляет значительную часть нашей повседневной жизни (подача заявлений, получение справок, оплата налогов и другие аспекты). Перевод взаимодействия общества и государства в электронный формат сокращает время и облегчает способ получения информации или услуги, что вызывает «живой» интерес граждан к информационно-коммуникационным технологиям, придает жизни новый смысл стать полноправными членами информационного общества, использовать его ресурсы в каждодневной жизни, а также получать качественную консультативную помощь.
В этой связи, целевой аудиторией курса стали, как работники бюджетной сферы, так и граждане льготных категорий. Равные части долей по 38% разделили между собой работки бюджетной сферы (190 чел.) и пенсионеры (189 чел.). Из общего числа пенсионеров – неработающих пенсионеров больше – 28% (140 чел.), работающие пенсионеры составили 10% (49 чел.) Небольшой процентный разрыв имеется между студентами 8% (40 чел.) и работниками социальных служб 6% (31 чел.). Такие категории граждан, как инвалиды; многодетные и малообеспеченные граждане; безработные и представители коренных малочисленных народов Севера составили от 1,6% до 3,8% (всего 50 чел.).
Обучение проходило в специально оборудованных стационарных компьютерных классах, подключенных к сети Интернет. Большая часть классов располагалась в центрах общественного доступа, созданных на базе общедоступных библиотек и культурно-досуговых центров; а также в компьютерных классах центров социального обслуживания населения, образовательных организаций (колледжах и школах), иных учреждениях муниципальных образований автономного округа.
Обучение проводили подготовленные и сертифицированные преподаватели (тьюторы). Дополнительно в 2017 году сертификат преподавателя (тьютора) получили 56 человек. В период оказания услуг тьюторы получали информационную и консультационную поддержку.
В процессе обучения все слушатели прошли процедуру регистрации на Едином портале государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru/), а также создали свой «личный кабинет» на портале гос. услуг, научились получать услуги в электронном виде и узнали об особенностях работы «личного кабинета».
В процессе обучения слушатели научились получать в электронном виде такие услуги, как: оплата штрафов, услуг ЖКХ; заполнение и подача электронных форм различных заявлений (например, на замену водительских прав); получение справок (например, об отсутствии судимости); получение информации о состоянии лицевого счета в ПФР, о налоговой задолженности; регистрация транспортного средства, регистрация по месту жительства, запись ребенка в детский сад, предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также получение услуги «установление пенсии» и многое другое.
В 2018 году обучение по данному курсу пройдут 500 жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Всего с 2012 года по настоящее время обучение прошли 10871 человек, из них 1894 пенсионера; 1162 студента; 6752 работников бюджетной сферы (образование, культура, медицина) и социальных служб, а также 1063 человека льготных категорий граждан автономного округа.